Методический кабинет

Методический кабинет

Уважаемые педагоги! Добро пожаловать в МЕТОДКАБИНЕТ детского сада!

 Этот раздел создан в целях оказания всесторонней методической помощи педагогам дошкольного образовательного учреждения. Здесь вы можете узнать актуальные новости системы дошкольного  образования, ознакомиться и скачать необходимую вам нормативно-правовую документацию, получить консультацию старшего воспитателя и многое другое.

Уважаемые коллеги, родители и посетители сайта!

С 01.01.2014 года вступил в силу приказ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования»

ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ РФ ОТ 28 ФЕВРАЛЯ 2014 Г. 08-249 «КОММЕНТАРИИ К ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧТО ИЗМЕНИТ СТАНДАРТ В ДЕТСАДАХ  ?

17 октября 2013 года министром образования Ливановым Д.В. был подписан Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 14 ноября ФГОС дошкольного образования зарегистрирован в МИНЮСТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 Как известно, после принятия Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу 1 сентября 2013 года, стандарт дошкольного образования с нетерпением ждали как воспитатели, так и родители с учителями. При этом ожидания у всех разные: педагоги дошкольного образования и психологи, которые работают в детских садах, считают, что дети не успевают прожить свой биологический возраст из-за того, что к детям предъявляют слишком высокие требования, а школьные учителя хотят, чтобы дети приходили в первый класс, умея читать, писать и зная хотя бы азы иностранного языка.

   — «Когда мы готовили этот документ, мы просто обобщили лучший опыт из того, что накоплено в стране. Большинство педагогов уже работают так или примерно так, как мы написали. Предполагается, что с малышами будут много играть, оставив образование для школы. Сам стандарт описывает не набор знаний, умений и навыков, которые воспитатели должны сформировать у детей к семи годам, а условия, в которых малыши проведут то время, пока родители на работе. Проще говоря, детскому саду официально запретили быть «камерой хранения» и маленькой школой. Но при этом присвоили статус первой ступени общего образования«, – прокомментировал директор Института социологии образования Российской академии образования, который являлся одним из разработчиков стандарта дошкольного образования, Владимир Собкин.

   Разработка стандарта велась с начала 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования. Возглавлял группу директор Федерального института развития образования А. Асмолов. В июне 2013 года проект ФГОС дошкольного образования был представлен для публичного общественного обсуждения, в ходе которого было рассмотрено более 300 замечаний и предложений. Стандарт начнет действовать с 1 января 2014 года, хотя в ряде регионов стандарт дошкольного образования был запущен в пилотном режиме с сентября 2013 года.

   ФГОС дошкольного образования включает в себя требования к структуре основных образовательных программ, к условиям их реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным, а также результатам освоения основных образовательных программ. В отличие от других образовательных стандартов, этот не является основой для оценки деятельности и подготовки обучающихся. Также его освоение не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации.

Предметом регулирования ФГОС дошкольного образования являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

При разработке Стандарта учтены:    особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации

Стандарт утверждает основные принципы: поддержки разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Стандарт утверждает основные принципы: содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Стандарт преследует следующие цели: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт решает задачи: обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе: к структуре Программы; к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде; к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Профессиональный стандарт педагога

 Педагог – ключевая фигура реформирования образования.

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»                                                                                      (К.Д. Ушинский).

 Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

 Что же такое стандарт?

 Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того, в ФЗ, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность. Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности. Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, – средство отбора педагогических кадров в образовательные организации. Международный опыт доказывает, что наиболее эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере деятельности, является стажировка будущих сотрудников. Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества.

 Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования

Педагог дошкольного образования должен:

  1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
  2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
  3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
  4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
  5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).
  6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
  7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
  8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
  9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
  10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
  11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Интернет-ресурсы для воспитателя

Нормативная база, методические рекомендации

• МЕТОДКАБИНЕТ РФ — Всероссийский педагогический портал
• ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР АДАЛИН — диагностика развития, развивающие методики, подготовка к школе
• НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ — Российская информационная сеть, раздел Дошкольное образование
• ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ «ОТКРЫТЫЙ УРОК»
ВСЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА
• ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ И СЕМЬЕ — отличный сайт по организации деятельности в ДОУ
• РОССИЙСКИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ (Дошкольное образование)

Электронные газеты и журналы

• СОЛНЫШКО — ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов
• ЖУРНАЛ «МАМА И МАЛЫШ» — развитие ребенка
• ДОШКОЛЕНОК — журнал для умных деток и их родителей
• ДОБРАЯ ДОРОГА ДЕТСТВА – общероссийская газета для детей, педагогов и родителей, посвящённая безопасности на дороге
• КАРТИНКИ В ПАУТИНКЕ — журнал: детские рассказы, песенки, считалки…

Сетевые сообщества

• СООБЩЕСТВО ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В СЕТИ ТВОРЧЕСКИХ УЧИТЕЛЕЙ
• СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ «НАША СЕТЬ» — возможность создать очень быстро и просто персональный мини-сайт
• В НАЧАЛЕ БЫЛО ДЕТСТВО — он-лайн поддержка обучению и воспитанию детей

Ресурсы для детей и родителей

• 1001 СКАЗКА — мультфильмы, сказки, стихи, музыка
• ТЫР.НЕТ — игры, мультфильмы, диафильмы
• Я ВСЕ МОГУ — гениями становятся!
• БИБИГОША — проект для детей и их родителей
• КНИГИ О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ — на персональном сайте Н.Козлова
• ПУПСАМ — библиотека детской литературы
• МАТЕРИНСТВО — о детях и для детей по возрастам
• КИДПОРТАЛ — детям, их родителям, учителям и воспитателям
• ПОЧЕМУЧКА — родителям и педагогам о дошкольниках
• РАСКРАСКИ ДЛЯ  ДЕТЕЙ

Перечень нормативных документов по аттестации педагогических работников

Федеральный уровень

1. Федеральный закон  от 29.12.2012г. №273-ФЗ  «Об образовании в РФ»,  Ст. 48,49. 
2. «Порядок проведения аттестации педагогических работников  организаций, осуществляющих образовательную деятельность», утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 (зарегистрирован в Минюсте 23.05.2014г. №32408)
      Форма заявления
3. Приложение к приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г.   №  761н  «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 31 мая 2011 г. N 448н г. Москва «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих
5. Разъяснения по применению Порядка проведения  аттестации педагогических работников  организаций, осуществляющих образовательную деятельность (совместное письмо №08-1933/505 от 03.12.2014г.   Департамента государственной политики в сфере общего образования  МОиН РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ) —
6. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»- (будет применя
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2014 № 1115н профессиональный стандарт «Педагог (воспитатель, учитель)» будет применяться с 1 января 2017 года. 
8. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) 
9. Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников, должностей руководителей. 

 

Региональный уровень

1. Письмо Департамента образования и науки Кемеровской области от 31.10.2014 г. №6672/06
2. Рекомендации  по составлению пакета документов и написанию заявления

 

Локальные акты ОУ

— приказ о составе аттестационной комиссии по аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности согласно п. 6,7 Порядка аттестации;
—  приказ о включении в состав аттестуемых на подтверждение соответствия занимаемой должности, содержащий список работников, подлежащих аттестации и график проведения аттестации,
— представление на аттестуемого согласно п.11 Порядка аттестации,
— акт при отказе педагогического работника от ознакомления с представлением согласно п.12  Порядка аттестации,
— протокол заседания аттестационной комиссии,
— персональная выписка из решения АК по итогам аттестации.
— план-график по аттестации педагогических работников.

 

Аттестация руководящих работников (заместителей руководителей)

Федеральный уровень

  • п.1 ст.81 Трудового Кодекса РФ

 

Муниципальный уровень

  • п.2 Постановления Главы города Кемерово от  №34 от 21.03.2011г.

 

Локальные акты ОУ

— Положение (порядок) по аттестации кандидатов на должность заместителя руководителя ОУ,
— Положение (порядок) по аттестации заместителей руководителя на подтверждение соответствия занимаемой должности,
— приказ о составе аттестационной комиссии,
— приказ о включении в состав аттестуемых,
— представление (отзыв) на аттестуемого,
— протокол заседания аттестационной комиссии,
— персональная выписка из решения АК по итогам аттестации.
1. Программа развития 2017-2020 г.г. 
2. Годовой план 
3. Учебный план
4. Годовой календарный учебный график на 2018-2019 учебный год
5. Краткая презентация Основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 221
6. Краткая презентация Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи МАДОУ № 221 (Еще нет напишу в праздники)
7. Краткая презентация Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с амблиопией и косоглазием МАДОУ № 221 (Еще нет напишу в праздники)