Барсукова Оксана Сергеевна

Учитель-логопед Долганова
Ирина Витальевна

Образование высшее:

Московский государственный гуманитарный  университет  имени М.А. Шолохова,   учитель-логопед

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ И ДЕТИ

Логопедическая служба

 КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ГОВОРИТЕ С РЕБЁНКОМ ПРАВИЛЬНО!

Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова спокойным приветливым тоном. Обязательно учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспринимает, так и будет произносить.

        Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Если дома говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, товарищей. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова: например, «Где бибика?».  Это ничего, кроме вреда не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать овладение словарем. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении.

        Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его. Нельзя требовать правильного произношения звуков, когда процесс формирование звука еще не  закончен.

        Нельзя ругать малыша за плохую речь, а лучше дать правильный образец для произношения.

Логопедическая служба

 КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как расширить словарный запас ребенка?

             Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явления­ми. Перед ним открывается много интересного, нового, при­влекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как назы­вается? Из чего и как сделано? Для чего?»

            И если четко и обстоятельно взрослые ответят на вопросы детей, идет расширение словарного запаса ребенка. Родите­лям надо постепенно знакомить детей с предметами и явлени­ями окружающей жизни, учить правильно называть предме­ты домашнего обихода, одежду, посуду, игрушки, с которы­ми ребенок имеет дело. Гуляя с ребенком на улице, показы­вать и называть здания, транспорт, растения и другие интере­сующие ребенка объекты. Запас слов ребенка значительно расширится, если родители научат его различать и называть не только предметы, но и существенные детали предметов, различать их по форме, назначению и названию, определять сходные предметы.

            Ребенку надо помочь понять смысл каждого слова, запо­мнить его, правильно употреблять слово к месту. Для этого сле­дует широко использовать окружающие предметы и природу. «Посмотри, сколько красивых листьев на земле, обращаете вы внимание ребенка, — это осенний ветерок сорвал их с деревьев, закружил в воздухе и укрыл ими землю. Это листопад». «Лис­топад», — повторяет ребенок, услышав новое слово. «Да, это листопад, — утверждаете вы. — Это слово обозначает: листья падают». Таким образом, представление о листопаде сливает­ся воедино в сознании ребенка с новым словом.

            Но назвать один раз слово, объяснить его смысл еще недо­статочно. Для закрепления нового слова, например, «листо­пад», можно показать ребенку картинку, на которой художник запечатлел это красивое явление, прочитать рассказ или сти­хотворение:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

 Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят…

           И только тогда, когда новое слово будет применено ребен­ком правильно, можно утверждать: оно вошло в его активный словарь осмысленно.

            Детская речь бедна прилагательными. Задача взрослых по­мочь ребенку освоить качество знакомых предметов. Как это сделать? Покажите ребенку предмет, определите его форму, ве­личину, цвет, отметьте его качества и свойства (мягкий он или твердый, тяжелый или легкий, теплый или холодный). При этом не надо забывать, что у ребенка мал жизненный опыт и од­ного лишь восприятия для него недостаточно. Ребенок должен и посмотреть, и потрогать предмет, сжать, сдавить, взвесить, погладить, сравнить его с уже известным.

            Например, накры­вая на стол, мама просит дочь достать мягкий хлеб. Девочка в раздумье: как узнать, какой из двух батонов мягкий? И тут же вспоминает, как мама определяла хлеб в магазине. Теперь вся­кий раз, садясь за стол, она пробует хлеб и говорит: это мягкий, как пух, а этот жесткий. Или: перед ребенком два мяча — боль­шой и маленький. Сравнивая их, ребенок отмечает: большой мяч — зеленый, а маленький — красный. Оба мяча гладкие и круглые, их можно катать и гладить. Так незаметно для себя ребенок знакомится с разными качествами предмета, пополняет словарь новыми словами, обозначающими качест­во. Эти примеры говорят также о том, что ребенок лучше всего запоминает качества предметов при их сравнении.

           Родители должны не только сами знакомить с качествами окружающих предметов, но и учить ребенка самостоятельно определять их.

            Например, ребенок пришел с детского утренни­ка. Сколько у него впечатлений! Есть о чем вспомнить и пого­ворить. Как он выражает свои впечатления? Обычно, захлебы­ваясь от избытка впечатлений, он говорит отдельными фраза­ми, а недостаток слов дополняет жестами, мимикой, движени­ями тела. Это происходит оттого, что он переполнен впечатле­ниями и мысль опережает слова. Плохо, если такая форма вы­ражения мысли станет привычной для него.

            Ребенок обогащается впечатлениями, пополняет круг пред­ставлений, а запас слов остается прежним. Не исключается и другая крайность. В этом случае запас слов ребенка опережает формирование у него конкретных представлений об окружаю­щем. Это случается чаще всего тогда, когда родители много разговаривают с ребенком о непонятных ему вещах и явлени­ях, перегружая его словарь трудными словами: изысканный, банальный и пр. Эти слова своей новизной привлекают ребен­ка. Но он повторяет их механически, не осмысливая значения. Если взрослые любуются тем, как дети с легкостью жонглиру­ют «умными» словами, то у ребенка появляется привычка бол­тать, не вникая в смысл слов, вырабатывается пустословие.

           Помочь детям сознательно усваивать слова и активно поль­зоваться ими могут следующие упражнения.

  • «Подбери определение», например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.
  • «Узнай предмет по определению»: белое, длинное, чистое, ма­хровое… (полотенце).
  • «Кто что делает?» (для активизации глаголов): повар… (варит, печет, жарит); ветер… (воет, срывает листья, пыль подни­мает, парус надувает).
  • «Кто это делает?» (подбор существительных): метет улицу… (дворник), водит поезда… (машинист), лечит людей… (врач).
  • «Чем это делают?» (подбор существительных): рисуют… (ка­рандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой).
  • «Что может быть хмурым?» (свежим, зеленым, металличес­ким и т.д.): хмурым… (небо, лицо, утро, день, погода).
  • «Назови части целого»: дерево… (ствол, ветки, корень лис­тья); обедать… (наливать, накладывать, отламывать, есть, пить) и т.п.
  • «Дай три названия и больше»: стол… (мебель — вещь); кле­вер… (трава — растение); каша… (блюдо—пища—питание).
  • «Добавь пропущенное слово»: Пришел почтальон, он принес… Дворник взял метлу, он будет…

            Хотя обогащение словаря происходит главным образом при непосредственном восприятии окружающего, однако словар­ную работу нельзя считать на этом законченной. Очень важна собственно языковая работа над словом. Специалистами пред­лагается целая система упражнений, направленная на:

  • подбор антонимов и синонимов к заданному слову;
  • отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, пого­ворках: «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Труд кормит, а лень портит»;
  • договаривание предложения с антонимами: летом жарко, а зимой…;
  • составление предложений со словами синонимического ря­да (струится, журчит, льется), парой антонимов (умный—глу­пый, весело—скучно);
  • объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко зайчика — ушко иголки;
  • подбор близких по смыслу слов к каждому значению мно­гозначного слова: острый перец — горький, жгучий; острая иголка — остроконечная;
  • рисование на тему многозначного слова;
  • нахождение многозначных слов в пословицах, поговор­ках, загадках, литературных произведениях;
  • придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.

Логопедическая служба

 КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КОГДА НАЧИНАЕТСЯ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ?

Для родителей это тот незабываемый день, когда малыш произносит первые слова: мама, баба, дай. А на самом деле ре­бенок начинает тренировать свой речевой аппарат уже с полу­торамесячного возраста, издавая все более сложные звуки и звукосочетания, которые называют предречевыми голосовыми реакциями: сначала гуление (протяжные звуки — «а-а-а»), за­тем гуканье («гу, ду»), потом лепет (слоги «та-та, да-да, ба­ба»). Эти реакции являются своего рода игрой и именно поэто­му доставляют ребенку удовольствие: он упорно, на протяже­нии многих минут может повторять один и тот же звук, трени­руясь таким образом в их артикуляции.

Чтобы малыш гулил и лепетал, нужно, чтобы он был сы­тым, сухим, а главное — имел эмоциональное общение со взрослыми. На фоне радостного оживления все голосовые реак­ции становятся выразительными (с разными интонациями) и стойкими (на протяжении длительного времени).

Например, ребенок произносит звуки «агу-у», кто-то из близких повторя­ет их, малыш оживленно подхватывает и тоже повторяет эти звуки, радостно взвизгивая. Если взрослый при этом еще выра­жает интонацией и мимикой удовольствие, то успехи будут особенно значительными.

Предречевые реакции развиваются плохо, если ребенок не слышит себя и взрослых. Так, если в комнате звучит громкая музыка, шумят другие дети, переговариваются взрослые, ребе­нок быстро умолкает. Это обстоятельство особенно нужно иметь в виду родителям, постоянно включающим громко му­зыку, считающим, что они делают это не только для собствен­ного удовольствия, но и для развития своего ребенка, для того, чтобы он привыкал к шуму и в дальнейшем не требовал для се­бя особых условий. Словом, чтобы не избаловать. Но это не ба­ловство — это забота о правильном развитии малыша.

Для развития предречевых реакций важно, чтобы ребенок хорошо видел лицо и артикуляцию говорящего. Иначе он не будет обращать внимание на произносимые перед ним звуки и не будет делать попыток подражать им.

Таким образом, сначала у малышей должны выработаться точные связи между звуком и соответствующей артикуляцион­ной мимикой, только тогда появляется способность к звукопо­дражанию.

В жизни, к сожалению, приходится часто наблю­дать, что с маленькими детьми разговаривают на большом рас­стоянии и не заботятся о том, чтобы лицо говорящего было хо­рошо видно ребенку. «Агу-у, агу-у, Оленька», — говорит мама, а сама в это время смотрит телевизор. Поэтому 2-3 мин., полностью уделенные ребенку, принесут ему гораздо больше пользы, чем длительные разговоры на расстоянии, между де­лом, когда ребенок слышит голос взрослого, но не видит его ли­ца. В таком случае для малыша это только шум.

Весьма существенны осязательные и мышечные ощущения, получаемые ребенком при умывании, купании, кормлении. Так, в пережевывании пищи участвуют те же мышцы, что и при артикуляции звуков. Поэтому, если малыш долго получа­ет протертую пищу, у него не тренируются соответствующие мышцы, задерживается развитие четкой артикуляции звуков.

Логопедическая служба

Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста

             В четыре года фразовая речь ребенка включает предложения из пяти- шести слов. В этом же возрасте дети начинают сопровождать речь игрой, что свидетельствует о формировании регулирующей функции. Словарный запас в четыре года состоит из 2000 слов.

         К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. Его лексика обогащается синонимами, антонимами и т.д. Развитие любознательности заставляет ребенка ставить перед собой все более сложные вопросы, которые требуют ответа взрослого. Ведущей формой общения становится познавательная.

         В четыре с половиной — пять лет заканчивается  формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере готовит ребенка к овладению письменной речью. К концу пятого года высказывания ребенка начинают напоминать короткий рассказ.

         К шести годам ребенок овладевает значением производных слов. Словотворчество становится менее интенсивным, формируются операции самоконтроля и критического отношения к своей речи. Производное слово строится на основе внутреннего анализа, т.е. основывается на сложной речемыслительной деятельности.

На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать себя как социального индивида, и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности. У него появляется “внутренняя позиция”, которая присуща человеку на различных этапах жизни.

 

Основания для беспокойства:

 

  • Ограничен бытовой словарь;
  • Не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы, действия, признаки по обобщающему признаку, одним словом (типа: овощи, фрукты, одежда, мебель и т.д.);
  • Трудности в построении предложений: предложения строит, но они оформлены грамматически неверно;
  • Во время речи кончик языка высовывается между зубами;
  • Звуки произносятся с «хлюпаньем» (эффект заложенного носа);
  • Затрудняется заменить слово синонимом, подобрать к слову антоним;
  • Не активен в речевом общении;
  • Неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов, не может связно рассказать о происходящих событиях.

Логопедическая служба

 Правильно ли говорит Ваш ребенок и надо ли идти к логопеду?

             Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно малыши произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно.

         Это не совсем так. Логопед исправляет не только дефекты звукопроизношения, но и помогает расширить словарный запас, формирует умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики.

         Кроме того, логопед может подготовить ребенка к усвоению грамоты, если у него есть какие-то проблемы с речью, и к дальнейшему более успешному обучению в школе.

         Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию. 

 Существует несколько причин, почему важно знать, правильно ли формируется речь у ребенка в дошкольном  возрасте.

Речь – это одна из высших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления. Это не значит, что ваш ребенок “ненормальный” или “глупый”. Это значит, что у ребенка есть проблемы, которые надо преодолеть при помощи специалиста как можно раньше, чтобы они не стали препятствием для его полноценного развития и успешного обучения.

  1. Чем раньше выявлены проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодолению, тем успешнее проходит эта работа. Ведь всегда легче сразу что-то выучить правильно, чем потом переучиваться. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка. Не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту — помощь, оказанная своевременно, сэкономит ваши нервы и даже, может быть, сделает вашего ребенка более успешным и счастливым.

2. Даже незначительные недостатки в развитии речи ребенка могут привести к трудностям освоения им процессов чтения и письма. В результате ваш умный, талантливый ребенок будет получать низкие оценки по русскому языку. Такую опасность можно предотвратить, вовремя обратившись к специалисту.

Логопедическая служба

 РЕЧЕВАЯ ОШИБКА ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОЕ ЯВЛЕНИЕ?

         Если внимательно прислушаться к детской речи, можно за­метить множество «новых» слов, которые не могли быть заим­ствованы от взрослых: «правдун», «медляк», «гусъя кожа», «плохайка» и др. Появление таких слов в речи детей называют словотворчеством.

         Что же представляет собой эта удивительная способность детей?

         Здесь интересно привести некоторые наблюдения психолога Т.Н.Ушаковой, которая выделила три основных принципа, по которым дети образуют новые слова.

Первый способ — часть какого-нибудь слова используется ими как целое слово («Мы лепили-лепили, и получилась лепъ», «Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах»!). Начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Взрослые говорят: лепим, слеплено и т.д. — ребенок же выделяет ударный слог «леп», и получается «лепъ».

Второй способ создания новых слов — к корню одного слова прибавляется окончание другого. Эти слова звучат своеобразно: пургинки, умность, пахнючий и т.д. Взрослые так не говорят. И все же если присмотреться внимательно, то именно от взрослых дети получают образцы создания та­ких словообразований, т.е. здесь в конечном счете действует механизм подражания. Ведь «пургинку» ребенок создал по образцу слова «снежинка», а «умностъ» по образцу слов «глупость», «робость» и пр.

Третий способ — одно слово составляется из двух. В таких словах, как «бананас», «огромадный», происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: банан — ананас, ог­ромный — громадный и т.п. Эти слова строятся по тому же принципу, что и слова взрослых: самолет, ледокол и пр. Здесь тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребе­нок постоянно слышит.

         Таким образом, словотворчество имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно «новое» детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным — в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово построено и который может быть дан сейчас, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть.

         Наиболее интенсивное словотворчество наблюдается у детей от 3,5-6 лет. После этого периода словотворчество детей начи­нает угасать. Почему это происходит? Иссякают творческие способности ребенка? Вовсе нет, просто к этому возрасту ребе­нок уже прочно усваивает те обороты речи, которые использу­ют взрослые, тонко выделяет различные грамматические фор­мы, свободно ориентируется в том, какую из них и когда нуж­но применять. К тому же у детей формируются самооценка и самоконтроль.

         К.И.Чуковский был абсолютно прав, когда утверждал: «Ре­бенок, который в своей жизни не создает таких замечательных речений, как «ползух», «тормозило», «кружинки», никогда не станет хозяином своего языка. Он болен, надо быть глухоне­мым, чтобы не чувствовать изящества и выразительности дет­ских языковых находок».

Логопедическая служба

 ТРЕВОЖАТ ЛИ ВАС РЕЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕБЁНКА?

 Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что наруше­ния речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности.

На отношение ребёнка к своему речевому дефекту огромное влияние   имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребёнке по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребёнка к своему речевому дефекту.

  • Установка может быть попустительской: «Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного», «Много детей говорят зна­чительно хуже, чем ты, а учатся на четвёрки и   пятёрки», «Посмотри, сколько знаменитых людей не выговаривают какие-то звуки:  певцы,  писатели,  телеведущие, и их дефект им не мешает».

Ребёнок внушаем,  и очень скоро,  при отсутствии насмешек со стороны других детей,  он придёт к выводу, что его собственная речь нормальна, небольшой дефект — это проявление индивидуальности

  • Возможна другая установка: «Ты уже такой большой, а говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье кто-нибудь так говорил? С такой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться дети. Над тобой все будут смеяться.  Неужели так  трудно произнести  нормально,  как: все?!».

Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится ещё больше, если ребёнок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребёнок может замкнуться или приобрести ещё один речевой дефект (например, заикание).

В начале обучения ребёнок с нарушениями речи очень неуверен в себе, отказывается от поручений, даже самых лёгких, остро переживает все критические этапы в обучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью, ослабляет волю ребёнка и стремление к преодолению дефекта.

Неполноценность речи и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребенка. При правильном подходе семьи к воспитанию ребёнка с проблемами речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребёнка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.

Логопедическая служба

 УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

            Дети шестого года жизни чётко улавливают оттенки настроения взрослых. По тону вашего голоса, по интонации малыш может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Естественно, ребёнок хорошо понимает и различает, когда вы раз­говариваете с ним заинтересованно, а когда — формально. Реакция ребёнка на ваши слова также будет либо искренней, либо формальной. Если вы только делаете вид, что слушаете какой-то рассказ, описание, впечатления малыша, он постарается побыстрее закончить, пробормотать то, что собрался рассказы­вать, и замкнётся. Чаще общайтесь с ребёнком, показывайте, что сопережива­ете ему, хотите понять его — и тогда он полностью раскроется перед вами, вы узнаете, что чувствует ваш малыш, о чём думает, почему он решил вам до­вериться.

            От того, как вы будете разговаривать с ребёнком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи малыша. В норме ребёнок шестого года жизни различает воп­росительную, побудительную, повествовательную интонации, может передавать голосом оттенки чувств, эмоций. У детей с речевыми нарушениями имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Однако в этом воз­расте дети могут запинаться, повторять слова, говорить очень быстро. Для того чтобы запинки не стали постоянными, быстрый темп речи не закрепился, взрослым не следует торопить малыша, ускорять его речь, нужно дать ему спокойно высказать свою мысль.

            Сделать речь ребёнка более выразительной, эмоционально богатой помогут и следующие упражнения.

  Прочитайте ребёнку с выражением стихотворение, в котором при­ведены «высказывания» различных животных, говоривших разными голо­сами:

—  Кто сломал в лесу малину? —                                       — Кто таскал наш мёд из улья?

— Тонко заяц пропищал.                                                   Дружно пчёлы прожужжали.

Ушки зайца шевелились,                                                   Что же бедным пчёлам думать —

Он от страха весь дрожал.                                                  Съеден мёд, а кем — не знают.

— Кто болото взбаламутил?                                               —  Кто тут чем-то недоволен?

— Громко квакнула лягушка.                                                  Грозный рык в лесу раздался.

Из воды болотной мутной        

 —  Я поел малинки вволю!

Чуть видна её макушка.                                                       На полянке я топтался!

—   Предложите ребёнку вставлять одну и ту же повторяющуюся фра­зу в стихотворение, используя разные интонации:

Проснулся утром Вадик                                                     Когда они поели,                               

И поспешил узнать,                                                            То Вадик стал играть.

На маму хитро глядя:                                                          Сказал, закончив дело:

— Пойдём с тобой гулять?                                                 — Пойдём с тобой гулять!

                                                           И мама отвечала:

                                                           — Ну что ж, не будем ждать.

                                                           Уж коли обещала —

                                                           Пойдём с тобой гулять!                 

  «Почему важно отвечать на вопросы детей?»

Одной из главных особенностей детей дошкольного возраста является любознательность или наличие познавательного интереса, которые проявляются в вопросах, особенно на пятом году жизни. Именно в этом возрасте детей называют «почемучками». Основой детских вопросов является активная мыслительная деятельность. Психологи выявили различные мотивы детских вопросов, и на этой основе разделили детские вопросы на две группы:

1 группа. Познавательные вопросы.

Например: «Почему у ёлки зимой зелёные иголки?», «Почему женщины носят каблуки?» и т.д. Дети спрашивают обо всём: о взаимоотношениях взрослых, о космосе, о боге. Детей чаще всего интересует что-нибудь таинственное, загадочное и мир взрослых.

2 группа. Коммуникативные вопросы.

Например: «Что ты делаешь?» Ребёнок прекрасно знает ответ, но задаёт вопрос для того, чтобы войти в контакт.

Характер вопросов меняется от возраста детей. В 2-3 года дети обычно задают такие вопросы: «Что это?», «Что ты делаешь?», «Она какая?», «Чья это?» (коммуникативные вопросы). С 4-5 лет-это «почемучки», т.е. у детей появляется огромное кол-во познавательных вопросов. Например: «Почему облака плывут по небу?» или «Почему у дуба кривые ветки?». С 6-7 лет, как показывают учёные, кол-во вопросов уменьшается. Одни учёные объясняют это тем, что ребёнок сам пытается найти ответ, имея уже некоторый жизненный опыт и опыт размышлений. Другие учёные считают, что кол-во вопросов уменьшается потому, что взрослые не умеют отвечать на вопросы детей, тем самым губят любознательность.

Как правильно отвечать на вопросы детей.

  1. Надо знать и помнить, что вопросы ребёнок задаёт только тем, кого уважает, кого любит, кому доверяет. Любовь и доверие можно заслужить только добрым отношением к ребёнку, чем бы мы с ним не занимались.
  2. К любому вопросу нужно относиться внимательно, с уважением.
  3. Ответы на вопросы детей должны быть краткими, доступными, научными. Например: «Чем полезна липа?» (Цветки липы выделяют большое кол-во нектара, поэтому она считается лучшим медоносом. Пчёлы собирают нектар и вырабатывают мёд. Липовый мёд – прекрасное лекарство при простуде, как и настой из сушёных липовых цветков.)
  4. Необходимо учитывать опыт ребёнка и уровень его умственного развития, т.е. не обязательно всё рассказывать, а дать ему возможность подумать. Для этого необходимо задавать наводящие или встречные вопросы. Например: ребёнок задаёт вопрос: «Почему лев коричневого цвета?» Взрослый: «А как ты думаешь?», «А где живёт лев?», «А какого цвета песок?» и т.д.
  5. Если есть возможность найти ответ в книге вместе с ребёнком, нужно это делать. Здесь решается ещё одна важная задача — мы приобщаем детей к книге, к источнику знаний. Для этого можно использовать детские энциклопедии.
  6. На такие вопросы: как о войне, о жизни животных, о растениях и т.д. не обязательно рассказывать всё, а лучше дать краткий ответ и сказать: «Когда ты пойдёшь в школу – там тебе расскажут намного больше, намного интереснее». Таким ответом мы приобщаем детей к школе.

Уважаемые родители, наблюдайте вместе с детьми, делитесь опытом, рассказывайте им об окружающем мире – это развивает у них любознательность, а значит, многочисленные вопросы, на которые надо научиться терпеливо и умно отвечать.

 

  Памятка для родителей «Развитие речи ребенка»

Чтобы помочь ребенку, запомните эти правила:

          Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

          В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните ребенку.

          Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительными и ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие ребенка.

         Стремясь показать малышу неточности и ошибки в его речи, будьте осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним! Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.

Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ?

Если в доме есть магнитофон (любое другое устройство, на которое можно записывать звуки), раз в месяц записывайте речь ребенка. На первом году жизни можно записать первые звуки, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем – его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи – от 1 до 5-10 минут в более старшем возрасте; при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.